Рост экономики зоны евро во втором квартале замедлился до 0,2% — намного сильнее ожиданий аналитиков. Одной из причин стало снижение темпов роста ВВП Германии — традиционного локомотива экономики Европы. Слабая статистика подтолкнет ФРГ и Францию к более жестким антикризисным мерам, уверены эксперты. Некоторые из предложений канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози озвучили во вторник по итогам саммита в Париже.

ВВП зоны евро вырос в апреле-июне всего на 0,2% по сравнению с первым кварталом, когда экономика блока прибавила 0,8%, сообщило во вторник Eurostat. Темпы роста стали минимальными с момента выхода валютного союза из рецессии в конце 2009 года. Аналитики, опрошенные Reuters, ждали, что экономика блока прибавит хотя бы 0,3%. «Замедление отражает значительную потерю динамики в ключевых странах — Германия разочаровала ростом на 0,1%, в то время как восстановление экономики Франции полностью остановилось», — отметил экономист UniСredit Марко Валли. На эти две страны приходится около половины общего ВВП зоны евро.

Замедление в Германии стало особенно неприятным сюрпризом, так как до сих пор страна была одним из лидеров роста среди развитых экономик. В первом квартале она прибавила 1,3%. «Немецкая экономика едва росла во втором квартале. Мы ждали замедления после очень бодрого начала года, однако оно оказалось значительно серьезнее прогнозов», — удивляется экономист Berenberg Bank Кристиан Шульц. Эксперты предрекали немецкому ВВП рост на 0,5%. Из крупных европейских экономик лучше всего показала себя Италия, чья экономика выросла в апреле-июне на 0,3%. Другая страна, к которой в последние недели приковано внимание инвесторов, Испания, продемонстрировала рост на 0,2%. Единственным светлым пятном на экономической карте зоны евро оказалась Австрия, которая выросла на 1%.

Эксперты отмечают, что основной причиной резкого замедления роста ВВП в крупнейших экономиках зоны евро стало снижение внутреннего потребления под давлением инфляции. «С другой стороны, внешние условия роста также ухудшаются. Недавние волнения на фондовых рынках, стагнирующая американская экономика, стагнация или рецессия в ряде стран Европы, скорее всего, негативно скажутся на внешнем спросе. Быстрорастущие экспортные рынки развивающихся стран также охлаждаются на фоне борьбы местных властей с перегревом экономики», — добавил Кристиан Шульц.

Не исключено, что в текущем квартале экономическая ситуация в зоне евро стала еще хуже. В июле темпы роста промпроизводства в 17 странах, входящих в валютный союз, упали до минимального почти за два года уровня. «Учитывая неутешительные данные деловых исследований за третий квартал (по июлю), перспективы роста ухудшились», — отметил в своем отчете экономист Barclays Франсуа Кабо. Он ждет роста ВВП зоны евро лишь на 0,1—0,2% в ближайшие несколько кварталов. Марко Валли полагает, что в летний период экономика зоны евро «флиртует со стагнацией». По словам г-на Шульца, для Германии основные экономические риски заключаются в потере доверия в связи с европейским долговым кризисом и ожидаемыми издержками для немецких налогоплательщиков.

Выход экономической статистики омрачил вчерашнюю встречу лидеров двух ведущих держав валютного союза — канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози. Аналитики полагают, что замедление экономического роста подтолкнет Берлин и Париж к более жестким мерам по борьбе с долговым кризисом. По итогам переговоров в Елисейском дворце г-жа Меркель и г-н Саркози, в частности, решили в сентябре предложить ЕС установить общий налог на финансовые операции (в 2010 году власти Евросоюза эту идею отвергли), а также внести в конституцию зоны евро положение о бездефицитных бюджетах. Кроме того, лидеры двух стран настаивают на расширении полномочий Еврокомиссии, которая должна получить больше возможностей для вмешательства в экономическую политику стран-должников. Германия и Франция также «достигли общей позиции» относительно еврооблигаций, выпуск которых, по их мнению, начинать преждевременно.